Время цифровых инженеров и IT-конструкторов
Принуждение к российскому софту открывает пути к созданию нового креативного класса.
Сегодня, 31 марта начал действовать запрет на импорт зарубежного софта для российских объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Приставка – «без согласования с властями». А с 2025 года такой импорт запрещен безальтернативно и полностью. Соответствующий указ подписан Президентом РФ. А еще в указе содержатся замечательные оговорки: что импортный софт нельзя приобретать «в том числе в составе программно-аппаратных комплексов» и в составе закупки «услуг для использования такого программного обеспечения» на объектах КИИ.
Просто праздник для российских разработчиков, которые на протяжение нескольких лет боролись с всесильным иностранным лобби в нашей банковской системе и корпоративном секторе. Требования к импортозамещению в КИИ постоянно сдвигались по срокам, предпринимались неоднократные попытки обнулить их по качеству и глубине действия. Тайные «доброжелатели» очень сильно сопротивлялись введению четких критериев идентификации продуктов российского происхождения в IT. В особенности проектам разработки и внедрения софта в связке с отечественной микроэлектроникой. Очень важно, что в новом указе Президента упомянуты программно-аппаратные комплексы. Это неотвратимый сценарий вживления российских инновационных IT-продуктов в системы госкомпаний, корпораций, естественных монополий, органов государственного управления и банков.
В течение месяца Правительство утвердит четкие требования к софту, на объектах КИИ, а также правила согласования закупок иностранного ПО и услуг, необходимые для его исключительного использования. По новой системе требований заказчики смогут оправдаться за иноземное оборудование и софт в своей инфраструктуре до 2025 года. Еще полгода отведено кабмину на выработку стимулов преимущественных закупок отечественной радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования.
Предполагается, что будет создана дорожная карта цифрового перехода на российские программно-аппаратные платформы со сроками и условиями. Соответствующие поправки будут внесены в закон в виде поправок. А еще правительство намерено создать специализированное научно-производственное объединение по разработке, производству, техподдержке и сервисному обслуживанию российских ПАК. Предполагаем, что такое НПО будет сформировано на основе уже имеющихся IT-консорциумов. Потребуется масштабная мобилизация и переподготовка кадров.
Последним гвоздем в крышку импортного софта станет создание системы мониторинга и контроля, чтобы все не закончилось банальным переклеиванием этикеток и перебиванием шильдиков. Так бывает не только в микроэлектронике, под благостный вид отечественной разработки может мимикрировать и зарубежное ПО.
Российский заказчик очень изобретателен по части лже-импортозамещения. Весьма правильным, на наш взгляд являются досанкционные планы идентификации российского продукта по процессору (это критерий, предлагавшийся Минцифры для определения «российскости» железа). Аналогичные подходы целесообразно применить и в софте, когда идеальным критерием импортонезависимости будет разработка исходного кода программы. С последующим занесением в специальный стратегический реестр российских продуктов без права смены юрисдикции. Незадолго до экономической войны Росатом выступил с ярким и крайне важным предложением национализировать программные продукты российских компаний в том случае, если они покидают РФ. Такая национализация должна происходить автоматически, но чтобы она работала, требуется принятие соответствующего закона и жесткое техническое регулирование вопроса – обязательный доступ государственного контролера к исходному коду (на всякий случай, и с обязательством хранить рыночную тайну).
Крайне важно, чтобы государство не свело свой функционал только к запретам. Система ограничений должна идти рука об руку с системой проектирования и закладки новой отрасли под названием «приборостроение».
Новое НПО, о котором, говорят в правительстве, должно де-факто стать министерством приборостроения, принимающим запросы от промышленности и разных отраслей жизнеобеспечения государства, в которых есть критическая информационная инфраструктура. Чтобы реализовать эти потребности в виде российских программно-аппаратных комплексов, необходимо обязательно встроить в работу этого НПО новые дизайн-центры. Только так можно объединить усилия отраслевых инженеров и программистов в осмысленный производственный процесс.
На этом пути не избежать и стандартизации технических заданий в сфере IT. Государству придется определиться с минимальным шаблоном требований к информационным продуктам. Наивные истории в пользу бедных, про то, что в IT все индивидуально и требует свободы творчества, нужно выбросить на свалку. Дело в том, что в границах отраслей жесткая стандартизация требований к разработчику вполне уместна и очень востребована.
Это единственный адекватный способ обезопасить информационные сети в системах жизнеообеспечения страны: государственном управлении, связи, энергетике, транспорте, промышленности, городском хозяйстве и финсекторе. А также в разы снизить затраты государства на их создание и дальнейшую поддержку. Те, кто топит против нормирования технических заданий в IT, совершенно очевидно хотят сохранить рынок перегретым и перекормленным, в том числе ради личной прибыли.
Конструкторская мысль и и open-source
Характерно, что волевое решение Президента о переходе на российский софт было принято на фоне санкций иностранных компаний. Ограничения на импорт софта не означают невозможность его использования или отключение компаний от возможности с ним работать. Речь идет об ограничении поддержки. На работе российских клиентов это скажется в худшем случае через год. Следовательно, ситуация является катализатором для разработки отечественных версий (в тех областях, где альтернатив еще не создано) и скорейшего внедрения уже существующих версий офисных пакетов, систем ERP. Этот период выглядит, как окно возможностей для российской IT-отрасли. Технические сложности неизбежны в тех областях, где российские заказчики плотно подсажены на иностранную иглу. К примеру, софт, который годами поставляла в крупные корпорации и российскую промышленность SAP одним днем заменить невозможно. Сложные программные продукты (не относящиеся к условно-пользовательскому софту) с многочисленными интеграциями будут изживаться поэтапно и при отеческом сопровождении государства. Для разнообразия пользовательского рынка теперь могут вполне легально применяться пиратские доработки импортного ПО, и open-source решения.
Уход западных лидеров IT-сферы дает возможность закрыть глаза на использование ПО без официальных лицензий. Однако потенциальных рисков в таком решении больше, чем выгод. В профессиональной среде существует резонная точка зрения, что реалистичнее всего брать официально доступную часть ПО и модифицировать ее под собственные нужды. Именно по такому пути пошли некоторые крупнейшие российские разработчики софта для сферы государственного управления и социальных услуг, приземлившие ветки своих продуктов на Linux. По этому пути весьма эффективно развивался Китай. Самое главное, это можно сделать за короткое время без привлечения и вливания огромных бюджетных средств.
В ближайшее время решения крупнейших российских разработчиков ПО и программно-аппаратных комплексов, а также их предложения по господдержке и проекты развития отрасли можно будет увидеть и услышать 6-8 апреля на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в Сколково.
Настает время системных интеграторов – т.е. компаний, которые будут оперативно заниматься строительством кооперационных цепочек для комплектования телеком-оборудования компонентами, которые изначально не были запланированы к использованию (их доступными аналогами). Это может привести к вырастанию TCO (англ. Total Cost of Ownership) cовокупная стоимость владения или величина целевых затрат на всем протяжении жизненного цикла продукции.
Отрасли не хватает полноценных IT-инженеров, способных не просто работать в готовых в импортных экосистемах, а строить программные продукты с нуля под конкретные параметры новой вычислительной техники и телекома.
Освободившуюся нишу можно и нужно использовать как стимул для рождения и выращивания нового креативного класса, ядром которого станут программисты.
Автор: Виктория Сухорукова