Микроэлектроника полного цикла: сможет ли российское приборостроение развиваться в условиях санкций?
В сообществе профессионалов активно обсуждают истечение срока преференций в закупках для российской микроэлектроники перед аналогичной продукцией из ЕАЭС. Приоритет в пользу российской продукции сворачивается 1 июля, в условиях ощутимого санкционного дефицита правительство молчит о продлении нормы. Это значит, что в ближайшей перспективе на российский рынок госзаказа зайдут условно «армянские» и «казахстанские» ноутбуки, серверы, телеком-аппаратура и т.п. во всем многообразии откровенной крупноузловой сборки из всевозможных международных комплектующих.
Чтобы бороться за госзаказ на равных с российскими изготовителями сборщикам союзных государств достаточно будет отметиться в евразийском реестре промышленно продукции, правила формирования которого до сих пор разрабатываются и являются весьма условными.
У российских производителей, которые изначально стремились к локализации, и присвоению компетенций, есть резонные опасения, что без технологического фильтра в закупках конкуренция с серой мировой мастерской будет проиграна. Все дело в себестоимости производственных процессов и возможностях комбинирования технических решений под нужды заказчика. При сборке у зарубежных дистрибьюторов такие возможности гораздо шире. И они не обременены издержками параллельного импорта.
Тревожным фоном проходят новости о свертывании крупнейших IT заказов по программе импортозамещения.
На днях пришла «похоронка» от «Байкала», который прекратил выпуск серверных процессоров Baikal-S из-за отказа тайваньской TSMC заключать новые контракты. Кроме того, в РФ перестали ввозить партии уже произведенных чипов для компьютеров и ноутбуков Baikal-M. Вероятно, придется отказаться и от выпуска следующего поколения Baikal-S2, на разработку которого было получено 5.64 млрд рублей в качестве субсидии от Минпромторга.
Аналогичная ситуация и у других российских производителей, завязанных на ТSMC. Разработанные российскими компаниями процессоры «Эльбрус», Baikal, «Скиф» и др. положены в основу всей российской программы импортозамещения и цифровизации госсектора на отечественных системах хранения данных. Уже возникли сложности с производством серверного оборудования.
При таком раскладе Россия должна иметь четкую долгосрочную стратегию развития микроэлектроники с понятными целями в 10-15 летнем горизонте. Именно к этим целям, а не к ситуативным шатаниям рынка следует привязывать меры господдержки и стратегии развития предприятий, политику консорциумов, планы государственных и корпоративных заказчиков.
В этой связи очень важно было услышать принципиальную позицию государства, которую высказал заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак, курирующий вопросы микроэлектроники в апреле на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
По его словам Минпромторг не намерен отказываться от балльной системы. А значит, несмотря на все колебания рыночной конъюнктуры и даже техническое банкротство масштабных российских планов по импортозамещению, курс останется прежним. В приоритете «свои» процессоры, своя архитектура, свои полупроводники.
– В сложившейся ситуации мы понимаем, что наверное не все требования, которые мы изначально закладывали, имеет смысл делать обязательными. По каким-то из них придется дать послабление и перевести в разряд дополнительных, и присваивать дополнительные баллы. Однако при конкуренции двух условно российских продуктов в закупках, продукт с российским процессором – будет иметь безусловный приоритет. Ситуация на рынке вычислительной техники действительно непростая после ухода западных вендоров. Но на рынке существуют аналоги. В том числе, мы рассматриваем в качестве альтернативы и китайские процессоры. Однако свой принципиальный курс на развитие собственной вычислительной техники и микропроцессоров мы не сворачиваем. Продолжим двигаться в этом направлении, – сказал Василий Шпак.
В контексте новых условий конкуренции со сборками ЕАЭС и нарастающим потоком параллельного импорта, к вышесказанному уместно приплюсовать мнение директора консорциума «Базис» Арсения Брыкина.
Эксперт считает, что нужно договориться о единых стандартах и правилах по допуску электроники из ЕАЭС.
«Важно, чтобы техника была действительно произведена в стране, а не собрана на крупном узле», – отмечает он.
В этой связи многое будет зависеть от качества балльной системы, и органов Минпромторга, которые обеспечивают ее не формальную и не фиктивную работу.
Сообщалось, что в данный момент Минпромторг и Минцифры совместно с АНО «Вычислительная техника» (АНО ВТ, в числе ее учредителей «Аквариус», Yadro, «Элемент» обсуждают критерии допуска на рынок госзакупок вычислительной техники и электроники из ЕАЭС.
Острый технологический кризис коснулся не только России. Отложенные трудности с производством процессоров могут затронуть и сам Тайвань, который рано или поздно столкнется с нехваткой сырья, поставки которого косвенно зависят от действий РФ на Украине.
Промышленный ресурс
Реальное состояние отечественной микроэлектроники говорит о том, что ей не хватает производственных мощностей. По информации с мест, флагман отрасли Микрон сейчас максимально загружен заказами, выдавая порядка 3 тыс пластин ежемесячно. Предприятие намерено в течение трех ближайших удвоить объемы производства за счет нового оборудования из Азии. Еще один флагман «Ангстрем», о проблемах которого сообщалось ранее, также намерен выйти на массовые объемы выпуска в 2023—2024 году. Дело не ограничивается только догоняющими технологиями. В России ведутся перспективные НИОКРЫ по полупроводникам, результаты которых будут известны к концу десятилетия.
По оценкам специалистов потребность внутреннего рынка в полупроводниковой продукции составляет порядка 30 000 плат в месяц. Мощностей российских предприятий сейчас не хватает на то чтобы перекрыть даже треть этого рынка.
Приоритетным вопросом, при этом является вовсе не топология, не «толщина техпроцесса» и не овладение очередным рубежом, исчисляемым в нанометрах. Для Российской Федерации проблема 90-45-28-22- или 7 нМ не главная. Гораздо важнее самим научиться делать литографические машины, овладеть полным циклом производственной цепочки, чтобы ни одно из ее звеньев не находилось за пределами российской юрисдикции.
Интересно, что перед лицом внешней угрозы в России начались процессы укрупнения и централизации имеющихся производственных мощностей. Есть понимание того, что владение полным производственным циклом повышает выживаемость.
В июне стало известно о создании холдинга полного цикла – новой электронной дочки» Ростеха с именем «Кибертех». Холдинг объединит все имеющиеся активы корпорации в сфере микроэлектроники фотоники, ИТ, телекоммуникационных и сетевых технологий, смежных отраслях, где востребованы программно-аппаратные комплексы. «Кибертех» возглавил бывший первый замглавы Минэкономразвития Андрей Иванов. Заявлено, что «Кибертех» будет заниматься проектами по импортозамещению элементов КИИ.
По информации из кулуаров ПМЭФ, которую озвучил директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев, помимо «Ростеха» есть еще три группы компаний, «планирующих консолидацию под развертывание своих экосистем в сфере электроники и телекома.
Белорусский запасной путь
В феврале Белорусский кабмин одобрил проект соглашения с Россией в области совместного развития микроэлектронных технологий.
Главным активом Минска в микроэлектронике считается Минское производственное объединение «Интеграл». Этот производитель микросхем объединяет четыре главных белорусских производителя микроэлектроники и еще около десятка приборостроительных и радиостроительных предприятий страны. Примерно пятая часть от всей импортозамещающей ЭКБ, потребляемой в России, производится ОАО «ИНТЕГРАЛ». Основными потребителями продукции завода вплоть до последнего времени остаются российские оборонные предприятия. Кроме того, микросхемы «Интеграла» находят сбыт в Индии и даже в Китае, где их по-прежнему используют для установки в российское оборудование и вооружение. Производственная линия «Интеграла» способна производить ежемесячно одну тысячу 200-мм пластин по топологическим нормам 0,35 мкм (350 нм), в то время как российский «Микрон» уже серийно производит микросхемы по нормам от 250 до 65 нм.
С точки зрения бытового потребления белорусские технологии выглядят отсталыми даже на российском фоне. Но к счастью, задачи IT не ограничиваются только бытовыми гаджетами.
Оборонная промышленность и космос, имеют специфические требования, которые как раз хорошо реализуются на «толстых» микросхемах с техпроцессами, лежащими в пределах от 130 нм и выше. В космосе это связано с действием проникающего излучения космических лучей, а в оборонной промышленности – с противодействием системам РЭБ противника, сильных электромагнитных полей, а также высоких и низких температур. Поэтому
«Интегралу» не интересны нанометры, предприятие специализируется на производстве новейших микросхем, устойчивых к специальным внешним воздействующим факторам (СВВФ). В белорусском активе есть еще одно предприятие ОАО «Планар», работающее в области точного электронного машиностроения: разработка технологического, сборочного и контрольно-измерительного оборудования для производства ЭКБ. Научной кузницей белорусской микроэлектроники является ОАО «Минский НИИ радиоматериалов».
Автор: Андрей Троянский