Пригодился ли стране оптимизационный 360-ФЗ? И будут ли дальше реформировать законодательство о закупках?
Председатель Госдумы Вячеслав Володин дал неделю думским комитетам по обороне и по промышленности на изучение проблемных тем закона «О контрактной системе» (44-ФЗ):
– Коллеги, давайте оперативно изучим все проблемные темы, касательно 44-ФЗ, всех этих процедур, которые сегодня могут тормозить выпуск необходимой продукции, могут быть препятствием для эффективного решения задач в области повышения обороноспособности страны.
Означает ли это, что 44-ФЗ снова ждут большие реформы?
В сентябре Минфин дважды заверил профессиональное сообщество, что 44-ФЗ, не смотря на все экономические катаклизмы, входит в фазу стабилизации. Об этом говорилось на Московском финансовом форуме, а также на стратегической сессии Минстроя России. Условия для стабильной работы заказчиков и поставщиков уже созданы: все запланированные на год расходы федерального бюджета на строительные контракты уже на 85% реализованы. Статистика по расторгнутым строительным контрактам также не растет. Аналогичным образом ведет себя этот показатель и в других отраслях применения. Вместо расторжений система закупок сталкивается с другой проблемой – несостоявшихся торгов. Но для решения этого вопроса в рамках закона есть инструменты.
В Минфине считают, что фундаментальных реформ больше не потребуется, в дальнейшем будут только незначительные корректировки и достройка уже заложенных функций 44-ФЗ. В этом отношении закон похож на программное обеспечение.
Грубо говоря, если разработчики были толковыми ребятами, то весь потенциал дальнейшей трансформации закладывается в структуру ПО на этапе проектирования. А если ориентировались только на сиюминутные запросы заказчика, то для дальнейшего вариативного развития системы требуется ее снос. В Минфине и Федеральном казначействе уверяют, что 44-ФЗ изначально продумывался по первому сценарию, а принятый вдогонку оптимизационный пакет поправок к нему предвосхитил, глобальные экономические сдвиги.
– Вспоминая июль прошлого года, когда мы принимали оптимизационный пакет, мы теперь с ужасом думаем, что бы нас ждало, если бы закон не был своевременно принят, – отметил на форуме Алексей Лавров. – Пора переходить в фазу стабилизации 44-ФЗ. Почему складывается впечатление, что законодательство о контрактной системе нестабильное? Потому что в законе очень много норм прямого действия.
Тревогу у бизнеса вполне резонно вызывают ситуации, когда один и тот же прецедент вызывает неоднозначную трактовку у разных контрольных органов. Однако число таких случаев после принятия оптимизационного пакета существенно сократилось.
Реформируя закон и подзаконную практику Минфин изначально исходил из замысла создать систему, которая не допускает двусмысленностей и разночтений, требует минимум комментариев и пояснений. Одним словом, закон, где все предельно ясно объяснено в «инструкции по применению».
По словам замминистра финансов Алексея Лаврова, от профессионалов закупочной отрасли все эти годы поступал громкий сигнал о том, что большое количество подзаконных актов запутывает и затрудняет работу: «В связи с чем, возникла идея все, что можно и нужно — прописать в законе…»
В правительстве пошли навстречу этому требованию, превратив 44-ФЗ, по сути, в закон прямого действия. Однако именно по причине такой простой и прозрачной юридической формы — при малейшем изменении отраслевых запросов 44-ФЗ приходится редактировать при помощи косметических поправок и доводок.
– 90% таких поправок носят не существенный характер и связаны с юридической техникой, – пояснил Лавров.
Однако вносить их приходится не в подзаконные акты, а непосредственно в тело 44-ФЗ. Из-за этого, каждая из правок засчитывается как полноценное изменение. Но это не совсем справедливо. В реальности, все эти корректировки затрагивают минимальное количество заказчиков и поставщиков. Они касаются только узко-отраслевых аспектов.
Поэтому, по словам Алексея Лаврова, нет никаких оснований опасаться нестабильности закона.
Нормативная структура законодательства о закупках специально продумывалась таким образом, чтобы у работающих в нем заказчиков и поставщиков не было самой возможности допустить ошибку. Те ошибки и конфликтные ситуации, которые сейчас возникают в правоприменительной практике, по большей части связаны с невнимательным прочтением технического задания. Минфин настоятельно рекомендует исполнителей государственного заказа – дословно и внимательно выполнять ровно то, что прописано в ТЗ.
«Принимайте решения ответственно»
Прозрачность закона одновременно является гарантией его устойчивости. Все действия участников закупки имеют юридически значимый след.
– Принимайте решения ответственно, а многие сегодня боятся принимать решения о единственных поставщиках. Изыскивают какие-то обходные процедуры, комиссионные решения, сопоставление предложений, еще какие-то механизмы. Потому что боятся, что контролирующие органы потребуют доказательств. Но это же нормальная ситуация, когда государство расширяет для заказчиков возможности гибкого реагирования на экономические трудности в обмен на полную прозрачность и доступность информации. Теперь нам говорят, а не слишком ли все прозрачно в 44-ФЗ?
По словам Лаврова, сегодня бизнес жалуется на ситуации, когда в контракте прослеживаются субподрядчики из других стран. От того, что контракты находятся в открытом доступе, эти субподрядчики испытывают политические трудности. Пока возможности уводить подобные контракты в закрытую часть ЕИС, к сожалению, не существует. Однако это серьезный повод для правительства, скорректировать систему закупок таким образом, чтобы вся информация оставалась абсолютно доступна для всех по-настоящему профессионально заинтересованных участников, но не становилась предметом политического торга и информационной войны. В 223-ФЗ наблюдается аналогичная потребность. Госкомпании и корпорации остаются зависимыми от импортных поставок, в том числе и по схемам параллельного импорта.
С одной стороны есть проблема полной недоступности данных по корпоративным закупкам для государства, с другой – необходимость достройки закрытого контура, в который эти данные должны вернуться.
В Минфине анонсировали продление контрсанкционных мер поддержки на 2023 год. При этом продление означает и прививку. Нарратив о том, что единственные поставщики, авансы и прочие «нерыночные» отступления от формата — являются временным явлением, оказался неверным. Многие из принятых мер поддержки национальной экономики останутся в 44-ФЗ на постоянной основе. Это интересная правовая коллизия с точки зрения идеологии закупок. Контрактная система строится как симбиоз рыночных и плановых механизмов закупок.
В 44-ФЗ остается ряд направлений, которые потребуют большой достройки законодательства. Основания для этих изменений уже есть в структуре закона. Одной из таких задач системного порядка Минфин считает внедрение Каталога товаров, работ, услуг – позволяющего максимально стандартизировать процесс закупок, получить объективную базу данных по ценам, и перейти к системе нормирования.
– Пока мы еще находимся в процессе изучения ситуации, – успокоил Лавров. – Возможно, что и не потребуется законодательных изменений. Ведь часть функционала нормирования уже реализована в этом году актами правительства. В целом 44-ФЗ ожидает только политика точечных изменений.
Ряд полезных функций закона, тормозится в развитии чисто из-за внешеполитических факторов. Например, из-за отсутствия единой электронной цифровой подписи для всех поставщиков из дружественных стран Евразийского экономического союза. Вопрос взаимного признания ЭЦП – это путь к дальнейшему ускорению системы закупок. В плоскости внешнего конфликта находится и вопрос об электронных магазинах в сфере малых закупок. Формально подписана геополитическая декларация о том, что каждая из стран ЕАЭС будет стремиться к сокращению объема малых нерегулируемых закупок. С точки зрения развития контрактной системы – это совершенно бессмысленное занятие. По своей сути такие закупки в формате электронного магазина – это такой же конкурентный способ, как и запрос котировок. Зачем их тогда пытаться ограничить?
Автор: Андрей Троянский