«Площадку Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» целесообразно использовать для выработки совместных признаваемых правил в сфере корпоративных закупок»
Об эффективности этих мер с цифрами объективной статистики можно будет предметно судить в апреле следующего года на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
Однако уже сейчас можно говорить о болевых точках национальной системы закупок. О тех сферах, где требуется достройка нормативного поля.
- Об этом в интервью «Цифровым Закупкам» рассказывает профессионал отрасли Павел Тихомиров, заместитель генерального директора ГКУ «Информационно-аналитический центр в сфере здравоохранения города Москвы», член правления Ассоциации комплаенс менеджеров.
– Павел Анатольевич, за 2022 год экономическая ситуация в мире и в России резко изменилась. Как вы считаете, соответствует ли действующая нормативная база закупок вызовам времени? Или что-то в ней оказалось устаревшим?
– Правительство и регулятор провели большую работу по внесению изменений в нормативные акты, направленную на минимизацию реализации рисков от действия санкций. Но говорить, о том, что какие-то нормы закона оказались устаревшими в текущих экономических обстоятельствах, вероятно не стоит. Закон 44-ФЗ обеспечивает выполнение задач государственной политики по обеспечению открытости и прозрачности размещения заказа, а некоторые меры по сокрытию информации являются контрсанкционными, вынужденными. Но это не значит, что сама идея публичности размещения государственного заказа устарела.
Другой вопрос, что целесообразно в принципе попытаться найти другие способы публичного размещения заказа, которые были бы меньше подвержены коррупционным рискам и дисбалансу трансакционных издержек, возникающих при стремлении разместить заказ по наименьшей цене.
Вот как раз возможные варианты новых процедур и следует обсудить на предстоящем XIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» как перспективы развития законодательства о закупках.
– На нашем апрельском форуме в начале 2022 года большие надежды связывали с таким инструментом, как офсетные контракты. Оправдались ли эти надежды? Почему примеров офсетной контрактации так мало в регионах, и они в основном касаются медицинских закупок? Нужно ли расширять практику офсетов на другие отрасли экономики?
– По моему мнению, офсетные контракты наиболее распространены в сфере медицины, поскольку, например, по лекарственным препаратам можно отследить путь каждой упаковки – от производителя до потребителя, а это значит реальный контроль за окупаемостью инвестиций и исполнением государственных задач по лекарственному обеспечению. В других сферах еще много серых зон, где трудно обеспечить действенный контроль за расходами и поставками в офсетных контрактах. Соответственно, мало инвесторов, которые готовы идти на риски, вкладывая свои средства в такие проекты.
При оцифровке складских остатков, логистики, производственных планов и загрузки мощностей и при условии доступности этой информации для заказчиков и инвесторов по значительно большему спектру продукции, офсетные контракты не заставят себя ждать.
– Является ли отсутствие госрегулирования в сфере субконтрактных отношений фактором, наносящим ущерб конкуренции? Нужно ли государству вводить правила конкурентной борьбы за субподряд? Нужен ли России закон о субподряде, регламентирующий отношения между генподрядчиком и соисполнителями?
– Не считаю вопрос регулирования субконтрактных отношений сколько-нибудь важным для эскалации на уровень нормативного регулирования в закупках. Мы хотим заставить победителей также разыгрывать субподряд на торгах? Зачем? Какой экономический смысл в этом или какой публичный интерес? Есть ли какая-то статистика, показывающая негативные тренды в этом вопросе? Или растущее недовольство рынка? Если нет, то не нужно туда лезть. Избыточное регулирование может иметь обратный эффект.
– В этом году государство пошло на существенное расширение полномочий региональных властей в закупках. Возможны ли со стороны губернаторов злоупотребления?
– Злоупотребления возможны всегда. Это зависит от личностных качеств и стойкости лиц, принимающих решения. И уж никак от закона.
– Дозрела ли российская система закупок технически до реформы 223-ФЗ? Нужно ли делать корпоративные закупки более прозрачными и более открытыми для государственных контролирующих органов? Как вы считаете, следует ли выносить тему реформы 223-ФЗ в повестку Форума «ГОСЗАКАЗ» 2023 года?
– Считаю, что государству не стоит более глубоко вмешиваться в регулирование деятельности хозяйственных обществ, даже если они ему принадлежат. Недавно наш Президент сказал, что для работников не столь важно, кто является собственником предприятия, главное, чтобы своевременно выплачивалась зарплата. Считаю, что этим все сказано. Если предприятие успешно функционирует и его работники довольны условиями труда, а государство получает соответствующие дивиденды, то не нужно существенно влезать в его деятельность. Достаточно обозначить общие принципы и подходы к закупочному процессу. Это уже есть в законе 223-ФЗ.
А вот чего не хватает, так это единства закупочных политик, синхронизации правил и форматов данных, обмена информацией между заказчиками – субъектами этого закона. Корпорации и компании установили в своих положениях продуманные и эффективные правила закупок, оцифровали данные и собирают большие объемы информации, но по совокупности каждый из них несет затраты на автоматизацию одинаковых задач, осуществляет схожие функции (например, проверки одних и тех же контрагентов) и это все ложится в себестоимость продукции. Игроки должны сами найти способ договориться о взаимодействии в этой сфере в целях минимизации своих затрат. Но этого пока не происходит. Каждый варится в собственном соку.
Поэтому площадку Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» целесообразно использовать для объединения заказчиков и выработки совместных признаваемых и публичных правил, кодексов и стандартов в сфере корпоративных закупок. Это было бы хорошей альтернативой попыткам государства ужесточить и упорядочить закупочную деятельность госкомпаний регуляторным путем.