Индустрии восстановления запчастей быть! В Правительстве и Госдуме обсуждают конфигурацию новой отрасли
Идею создания отрасли по восстановлению деталей машин для их дальнейшего использования официально поддержали в правительстве. Поручение со стороны вице-премьера Дениса Мантурова недавно поступило Минэку, Минфину и Министерству промышленности и торговли РФ.
«Цифровые Закупки» давно следят за этой жизненно важной темой. Впервые она была поднята в профессиональной аудитории на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле прошлого года. Ребилдинг запчастей – это обязательный системный инструмент всех развитых экономик. Зачастую восстановленная деталь надежнее и долговечнее по своим параметрам, чем оригинал; не говоря уже о том, что повторное использование позволяет экономить колоссальные деньги и ресурсы.
Но дело даже не в этом – реинжиниринг и восстановление – это признак чуткости промышленной системы к техническому прогрессу. Способность улучшать свойства уже созданных деталей, работать над материалами, закладывать новые характеристики и, конечно же, считывать лучшие достижения иностранных конкурентов – это и есть развитие. Поэтому ирония некоторых либеральных СМИ по поводу восстановления запчастей в России – показатель их непроходимой некомпетентности. Индустрия восстановления нужна не потому, что у нас проблемы с импортом иномарок, а потому – что без нее вообще не бывает самостоятельной промышленности.
Одновременно с инициативой Мантурова в Госдуме предложили связать восстановление запчастей и утилизацию авто. Также в правительстве обсуждается инициатива по восстановлению подержанных автозапчастей для их дальнейшего использования, в том числе в рамках ремонта автомобилей по ОСАГО и КАСКО. Любопытно, что идею поддержал Российский союз автостраховщиков.
XVIII Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ», который пройдет 19-21 апреля, Сколково – отличный информационный повод обсудить индустрию восстановления сквозь призму закупочной системы России.
Идея развития промышленности проходит лейтмотивом через Деловую программу мероприятия. Об актуальных новшествах индустриальной политики расскажет Минпромторг в рамках пленарной сессии первого дня «Новые вызовы». Одним из спикеров Форума является замминистра промышленности Василий Осьмаков, которому поручено курировать индустрию восстановления. В Госдуме предлагают создать центр, который объединит восстановителей б/у запчастей и станции техобслуживания.
Высокоразвитым сервисом обратного инжиниринга обладает один из экспонентов Форума ПАО «Северсталь». Металлургический флагман страны – запустил в прошлом году полноценный маркетплейс промышленной продукции с функционалом MPH (Metal Processing Hub). На нем российские компании могут размещать свои заказы на изготовление комплектующих из металла «практически любой сложности». Увидеть своими глазами и убедиться в том, что это уже работает на пользу стране, можно на экспозиции Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».
Кроме того, тема актуальна для промышленности Донбасса (местные предприятия могут участвовать в восстановлении военной техники). Промышленность новых регионов в этом году будет мощно представлена в дискуссионной части Форума.
Потребуются новые нормы (законы и подзаконные акты):
- Законопроект о порядке утилизации транспорта, комплектующие которого можно использовать повторно.
- Норма, обязывающая восстанавливать детали российских и иностранных производителей на территории России.
- Норма об обязательном раскрытии технических данных (в том числе иностранных производителей).
- Новые правила сертификации и маркировки восстанавливаемых изделий.
- Государственные технические требования (промышленные стандарты) восстановления.
- Внесение соответствующего функционала в государственные классификаторы деятельности и товаров.
Особая история – это создание инструментов стандартизации и сертификации такой деятельности. А самое главное ответственность – за соответствие этим стандартам.
Характерно, что в новой стратегии автомобильной отрасли до 2035 года, которая была разработана и представлена Минпромторгом России в декабре, включен отдельный пункт по созданию промышленного сектора восстановления запчастей. Таким образом, почва для законодательного оформления новой индустрии уже сформирована.
«Россия — наверное, единственная страна из числа крупных производителей автомобильной техники, которая официально не имеет промышленности по восстановлению запчастей и агрегатов», — отмечает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. – В основном в этом бизнесе заняты малые и средние предприятия, но все наши нормативные документы и инструменты по поддержке МСП будут работать для них только в том случае, если они будут работать легально».
Несмотря на невнятный правовой статус в стране уже действуют десятки предприятий, которые специализируются на восстановлении запчастей. То есть, дело является абсолютно рентабельным. Наиболее маржинальным бизнесом, по разным оценкам этого теневого внутреннего рынка, является восстановление АКПП для автобусов. Очевидно, что здесь основной спрос формируют даже муниципальные заказчики. При этом, преимущественно ребилдинг — это бизнес формата b2b, то есть построенный на взаимодействии юридических лиц.
А вот данные свежего исследования «ТендерПро»:
По совокупным данным электронных торговых площадок, значительно возросло количество тендеров не только на ремонт спецтехники, но и на восстановление запчастей к ней.
- По сравнению с 2021 в 2022 году спрос на восстановление запчастей со стороны бизнеса вырос на 23,7%, а спецтехники на 145%.
- Чаще всего за последний год угольные предприятия искали подрядчиков для ремонта самосвалов (рост на 121,3%), бульдозеров (81%), фронтальных погрузчиков (63,3%) и экскаваторов (рост на 60,5%).
- Среди запчастей по итогам минувшего года больше всего вырос спрос на восстановление колодок (рост на 63,7 % в сравнении с 2021 годом), гидроцилиндров, (рост на 25,6% в сравнении с 2021 годом), редукторов (рост на 29%), гусениц (рост на 21,1 %), ступиц (на 20,6%) и стартеров (рост на 15,5%).
Примером высокоразвитой индустрии восстановления обладает нынешний ключевой торговый партнер Российской Федерации – Турция. Детали машин формально производятся по лицензиям крупнейших транснациональных корпораций, а по факту, этот бизнес давно вышел из-под жесткого контроля, и турецкие предприятия занимаются массовым промышленным копированием деталей любой сложности.
Есть косвенные свидетельства о превращении Белоруссии в аналогичный индустриальный хаб. Так, за 2022 год в два раза вырос экспорт автокомпонентов из Белоруссии в РФ. Многоходовочка с индустрией восстановления и реверс-инжинирингом импортных запчастей напрашивается сама собой. Белоруссия может стать свободной «заводской зоной», где будут «отмываться» от иностранных патентных прав узлы и детали импортной спецтехники.
Любопытные вести об открытии таких мастерских поступают из разных уголков страны. В начале года, Инженерный факультет Алтайского государственного аграрного университета сообщил о программе научно-технического сотрудничества с предприятиями Алтайского края, выпускающими технику для АПК.
Одной из таких компаний является барнаульское ООО «РУФ-2», выпускающее грузовые прицепы, оборудование для заготовки и приготовления кормов, почвообрабатывающую технику и т.д. На сегодняшний день у компании остро стоит проблема проектирования и производства аналогов узлов и деталей для импортной техники. Решение данной проблемы упирается в нехватку инженерных кадров на предприятии для реверс-инжиниринга. Поэтому проект включает среди прочего создание команды для выполнения конкретных конструкторских задач.
Такой подход к организации бизнеса можно считать эталонным. Во главу угла ставится конструкторское бюро.
Вне всяких сомнений аналогичные модели развития должны быть запущены не только в машиностроении, но и в производстве и обслуживании станочного оборудования, в производстве электроники и электротехники.