Интеграция в Россию – бизнес новых регионов принимает правила внутреннего рынка
Ключевое событие информационной повестки второго дня – Дискуссия, посвященная проблемам развития промышленности и бизнеса четырех субъектов в российском нормативном поле.
Вопросы интеграции делятся на три базовых темы:
- Статус производственной собственности.
- Доступ к федеральной поддержке.
- Работа в российской системе закупок.
Алексей Беспрозванных, замминистра промышленности и торговли РФ, рассказал, что в рамках Федеральной практике, которая проходила накануне в Ростове-на-Дону министерство свело воедино информацию по всем существующим мерам поддержки в российском нормативном поле и довело ее до компаний Новороссии. В постоянном режиме фиксируются все нормативные трудности вхождения в российскую юрисдикцию.
– Радует, что многие уже сориентировались и выбирают для себя участие в программах развития. Однако такие компании составляют сейчас порядка 40% от местного бизнеса. В каждом регионе есть министры промышленности, которые лично отвечают за развитие предприятий. Их задача на местах запустить навигацию по мерам поддержки (как финансовые, так и включение в кооперационные цепочки), – отметил Беспрозванных.
Одна из ключевых проблем, по словам Алексея Беспрозванных, это доступность банковского финансирования на новых территориях. Одними только средствами от Фонда развития промышленности вопрос не решить.
Первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов, напомнил об аналогичном опыте Крыма, куда Сбербанк «боялся заходить восемь лет»: – В итоге он пришел, – отмечает Абрамов. – Вопрос, зачем мы восемь лет этого боялись? Считаю, что сегодня нельзя ограничиваться присутствием одного опорного банка на новых территориях.
Павел Лисин, Замдиректора Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений»:
– Когда начал формироваться пул проблем нормативного регулирования закупок для четырех новых субъектов, то оказалось, что кроме технических процедурных вопросов, существует еще множество подводных камней, таких как: логистика, отсутствие отчетности (что не дает возможность планировать деятельность). Эти проблемы, на первый взгляд, не имеют отношения к закупкам, но они на них серьезно влияют.
У предприятий Донбасса недостаточно финансирования. Промсвязьбанк – как единственный игрок, работающий на территориях, прорабатывает механизмы развития в рамках своих программ адресованных местному бизнесу.
Константин Басманов, заместитель председателя правления ПАО «Промсвязьбанк»:
– Ключевой приоритет ПСБ на новых территориях сейчас – интеграция и восстановление финансового рынка. То, что касается предоставления услуг по российским стандартам в объеме и количестве для населения (для физлиц), мы сможем обеспечить своими силами, даже прихода других российских банков, выведя качество и насыщенность сервисов на общероссийский уровень. Наших масштабов деятельности и финансовых ресурсов хватит, чтобы в ближайшие годы, обеспечить такое же качество услуг и для МСП. А вот проблемы восстановления крупной промышленности без специальных мер, без координации институтов развития, и банков, которые могут работать из Москвы – решить будет проблематично.
ПСБ старается выйти на конструктивный контакт с каждым из присутствующим на Форуме предприятий. По наблюдениям экспертов ПСБ, компании Донбасса пока не могут адекватно оценить преимуществ и возможностей работы в отечественной системе госзаказа. В общении с ними будет сформулирован набор конкретных мер, которые необходимо принять на региональном и федеральном уровне власти.
– Основная проблема – это попадание в существующий Реестр поставщиков. Без конкретных консалтинговых, административных решений по каждому предприятию на соответствие стандартам сертификации, бесполезно рассуждать об эффективности или прибыльности системы госзаказа. Вторая проблема: это навыки и помощь в составлении конкурсной документации. Информационная прозрачность российской системы госзаказа такова, что можно увидеть сотни потенциальных возможностей контрактации, но правильно пройти заявочную кампанию, зарегистрироваться на электронной площадке, подать комплект документов – это барьер, который необходимо преодолевать. Сегодня рыночных консультантов в этой отрасли нет.
Для этого рекомендуется использовать обучающую и поддерживающую инфраструктуру общественных организаций: «ОПОРЫ РОССИИ», Торгово-промышленных палат, центров «Мой бизнес».
Со стороны ПСБ принята программа для поставщиков, которые уже существуют в Едином реестре участников госзаказа – снять ограничение на выдачу гарантий по контрактам, которые начали размещать новые субъекты. Такие сделки уже существуют в ЕИС, и, по свежим данным Минфина, составляют порядка 3 млрд рублей.
– Там, где требуется гарантия, – мы со своей стороны ограничения снимем, – говорит Константин Басманов. – Но как действовать поставщикам, у которых нет ни бухгалтерской отчетности, ни контрактной истории?
На прошлой неделе Правительство РФ утвердило кредитный меморандум для ПСБ, который позволяет принимать повышенные риски при принятии кредитных решений в новых субъектах (делать скидку, на отсутствие отчетности, на неурегулированность права собственности, земельные вопросы).
У поставщиков четырех субъектов одинаковые технические проблемы, причем они объясняются не столько с отсутствием опыта и знаний, сколько неизбежными разночтениями закона. Ведь нормативное регулирование вырисовывается буквально на глазах. Есть очень сложный вопрос о статусе промышленной собственности на новых территориях. Решение по нему было принято буквально вчера. В рамках обязательной национализации имущества компании всех четырех субъектов должны будут пройти процедуру переоформления. Приоритетным и единственным механизмом для этого выбрана форма аренды с дальнейшим приоритетным правом выкупа. В охват попадает вся индустриальная и любая торговая недвижимость новых регионов, том числе предприятия и земельные участки под ними, объекты для складского хранения и размещения офисов, торговые центры, магазины, общепит. Любопытно, что аренда – это механизм, который обязывает, чтобы потвердить свое право собственности, компания должна соответствовать специальным критериям, которые определил Минпромторг. Куратором программы назначена подведомственная структура Минстроя – Фонд развития территорий (ФТР).
Меры господдержки для бизнеса и предприятий Донбасса бьются на несколько источников:
- Единая региональная субсидия. Обратившись в правительство своего субъекта, бизнес может рассчитывать на государственную компенсацию своих производственных затрат. Например для компенсации затрат на техприсоединение к коммунальной инфраструктуре (до80%), Лизинг оборудования с российскими лизинговыми организациями. Модернизация – приобретение нового оборудования.
- Программы Фонда развития промышленности (ФРП). Для регионов Новороссии предусмотрены специальные дополнительные кредиты на восстановление предприятий.
- Вхождение в состав промышленного кластера. На высоко-индустриализированной территории Донбасса есть множество компаний- производителей комплектующих, которые могут входить в кооперационные цепочки с российскими предприятиями. Такая замкнутая производственная система (даже выходящая за пределы одного субъекта РФ) трактуется Минпромторгом как полноценный кластер. Но для нее должна быть выбрана единая управляющая организация. Все предприятия, входящие в систему, могут рассчитывать на специальные льготы и режимы.