Единая казначейская платформа – от цифрового контроля к нормированию затрат

Одна из главных функций казначейского обслуживания субъектов РФ – это исполнение бюджетов по доходам и расходам, фиксация поступлений в бюджет. Существенный блок работы – это операции со средствами, поступающими во временное распоряжение регионов. В процессе казначейского обслуживания все средства бюджетной системы нашей страны проходят через счета Федерального казначейства.

  • Для понимания масштабов: расходы федерального бюджета составляют 31 трлн рублей, региональных бюджетов – 18 трлн рублей, муниципальных – 6,5 трлн рублей, расходы бюджетных автономных учреждений – 12 трлн рублей. В общей сложности обслуживается 200 тыс. организаций различного уровня. Под разные операции этим клиентам открываются отдельные лицевые счета.

Сегодня нормативной системой РФ предусмотрено два варианта финансового взаимодействия между регионом и государством, из которых может выбрать субъект РФ.

1) Полностью передать функции по казначейскому обслуживанию, исполнению бюджетов Федеральному казначейству. В таком случае, в федеральной системе открываются отдельные лицевые счета для каждого бюджетного учреждения. 2) Вести финансовый учет внутри своей системы: все функции осуществляет местный финансовый орган, а по счетам Федерального казначейства денежные средства проходят постфактум.

Если реализуется первый вариант, то такой подход называется «полная касса». Второй – называется «неполной кассой».

В связи с этой механикой любопытно, что страна делится по качеству применения этих двух вариантов казначейского обслуживания приблизительно в пропорции пятьдесят на пятьдесят. При этом наблюдается тенденция к росту числа регионов, находящихся на полном казначейском обслуживании (за последние два года с 44 до 48%).

Система казначейского сопровождения проделала огромный путь развития от разрозненных сервисов (когда учет доходов и расходов велся в разных подсистемах) до единого многопрофильного цифрового организма. Первый качественный прорыв произошел в 2010 году, когда в рамках одного территориального органа была реализована автоматизированная система, позволяющая осуществлять одновременно операции по доходам и расходам. С возможностью установления между ними взаимосвязи. В 2018 году произошел следующий скачок в развитии: началось внедрение ГИИС «Электронный бюджет», охватывающей всю бюджетную деятельность государства. В  2020 году началось внедрение системы казначейских платежей. По сути, Казначейство стало банком для своих клиентов. До этого момента все операции, которые осуществлялись со счетами клиентов, проводились через ЦБ. Сейчас это не так.

Начальник отдела методического обеспечения казначейского обслуживания Казначейства России, Ирина Паршина:

– У нас в Центральном банке открыт как бы аналог корсчета, единый казначейский счет 40102, а все операции, которые проходят между нашими клиентами, осуществляются внутри системы казначейского сопровождения. Нам не надо подключать для этого ЦБ. Это дает нам очень широкие возможности, поэтому мы начали пересматривать свои процессы для следующего качественного рывка. Уже есть разработанная методология и перспективные продукты на ее основе.

На 2024—2026 годы Казначейство ставит перед собой такие масштабные планы как создание Единой бюджетной платформы (планирование-исполнение-учет-контроль-анализ) и Единой подсистемы управления доходами. Что это такое? И в чем новизна этих программных продуктов?

Все бюджетные процессы, находящиеся в ведении государства, были «отрисованы» специалистами Казначейства с точки зрения перспектив дальнейшей автоматизации.

Пока система остается децентрализованной во многих отношениях (нет единых справочников, сквозного обмена данными). Клиенты обмениваются данными с федеральным центром по специальному модулю (система управления финансовым документооборотом). По-прежнему, значительная часть документов остается в бумажном виде. Пока нет отдельных личных кабинетов для финансовых органов. Они не могут получать сведения о транзакциях в режиме реального времени (как, например, в стандартном банковском мобильном приложении).

– Пока, к сожалению, наши клиенты ждут, когда сотрудники Федерального казначейства сформируют выписки и отчеты по лицевым счетам. Зачастую эта информация требует глазного контроля. Это устарело и нуждается в цифровизации, – говорит Ирина Паршина. 

На новой бюджетной платформе будут собраны расходные операции всех бюджетов страны, что еще больше повысит прослеживаемость применения средств и подведет страну к следующему этапу развития – который называется «нормирование затрат».

Также появится действенное лекарство от хронической болезни Российской Федерации – разные нормативы бюджетной обеспеченности регионов, которые, в итоге, выливаются в разное качество жизни людей. Раскладка обеспеченности по регионам РФ вызывает вопросы. Скажем, в Воркуте бюджет на одного человека составляет порядка 58 тыс. рублей, в Москве – 220 тыс. рублей. В столице республики Коми Сыктывкаре показатель бюджетной обеспеченности еще ниже – около 30 тыс. рублей на человека. В наукограде-миллионнике Омске – 17 тыс. рублей на одного жителя.

Один регион вырывается вперед, например, в части создания транспортной инфраструктуры, у другого субъекта высвобождаются денежные средства в связи со срывом контракта. Новая бюджетная платформа позволит оптимально реагировать на эти перекосы, в том числе вызванные чрезвычайными ситуациями, перераспределять ресурсы, учитывая физические возможности регионов их  оперативно и более качественно освоить. В системе появятся элементы макроэкономического прогнозирования и планирования.

– Мы достраиваем в новой системе единую глобальную прослеживаемость денежных средств. С автоматизацией всех процессов. Эта мечта уже превратилась в цель, – сообщила Паршина. – Есть конкретный план. В ближайшие два-три года нас ждет большая трансформация.

Специально для сетевого издания «Цифровые Закупки» замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе разъяснила, чем обусловлена жизнь регионов «на неполной кассе». С какой целью существует такая форма финансового обеспечения, если полное казначейское сопровождение эффективнее и прозрачней.

– У нас есть исторически сложившийся бюджетный процесс, который предполагает самостоятельность субъектов при принятии бюджетов и при их исполнении. Но здесь важно понимать, что, конечно, в силу развития единых платформенных решений, этот сложившийся порядок постепенно эволюционирует. Нет ни одного региона, чьи деньги не проходили бы через счета Казначейства России, будь то формат полной или не полной кассы. Различаются подходы к учету бюджетных данных. Когда ликвидность уже распределена между лицевыми счетами различных организаций, они осуществляют перерасчеты между собой. Кто-то передал эти дополнительные функции Казначейству, а кто-то оставил их у региональных финансовых органов. При переходе на единую цифровую бюджетную платформу мы будем предлагать их передать государству. Но допускаем, что кто-то захочет остаться на своих сервисах, интегрированных с казначейской системой.

Анна Катамадзе подчеркивает, что эта вариативность не касается собственно казначейских счетов, ликвидности, межбюджетных трансфертов.

Справка

  • Казначейское обслуживание – это проведение операций по платежам со средствами участников и отражение этих денежных средств на казначейских счетах. Нормативно закреплено, что порядок этого обслуживания устанавливает Федеральное казначейство. Кроме того, в Бюджетном кодексе есть специальный раздел, описывающий данную функцию.
Скопировать ссылку