Технические сервисы в закупках: почему государству важно быть на шаг впереди корпораций
Какие нормативные новшества 223-ФЗ вступят в силу в 2024 году
Новые глобальные вызовы заставили правительство ускорить реформу корпоративного законодательства. С начала года в 223-ФЗ будет запущен ряд структурных изменений, которые скажутся (как минимум) на деловом климате. А в перспективе приведут к усилению роли государства в экономике.
Один из таких сигналов – введение обязательного (безальтернативного) семидневного срока оплаты по договорам госкомпаний и госкорпораций с поставщиками. В декабре текущего года в Госудуму на рассмотрение поступил соответствующий законопроект о внесении изменений в ст.3 223-ФЗ.
Впервые проблема приведения к единому знаменателю сроков оплаты по 44-ФЗ и по 223-ФЗ была поставлена ребром в начале года на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». За год было найдено оптимальное решение.
Когда в прошлом году принимался закон 104-ФЗ, в него также были включены положения об установлении конкретных сроков оплаты 7 рабочих дней после подписания акта приемки. Однако была допущена оговорка о том, что наряду с семидневным ограничением заказчик в своем положении о закупке может самостоятельно установить некий «иной срок» оплаты по конкретным кодам ОКПД-2. При этом требуется обосновать, почему такой срок для оплаты ему действительно необходим. На практике этой лазейкой не преминули воспользоваться все корпоративные заказчики, что свело на нет попытки государства защитить интересы исполнителей по контрактам госкомпаний и госкорпораций.
Зачастую пострадавшей стороной при задержке платежей по исполненным контрактам оказываются субподрядные организации малого и среднего бизнеса, для которых задержка оплаты означает кассовые разрывы. У небольших компаний производственный цикл, как правило, увязан на прибыль и оборотные средства, которые закладываются в следующий этап работ. Если средства не поступили, то к следующему этапу физически приступить невозможно. А в это время заказчик удерживает денежные средства на депозитах.
Новым законопроектом вольность для корпоративных заказчиков со сроками оплаты исключается. Будет ликвидирована не только нормативная форма, но сама техническая возможность установить иные сроки оплаты (исчезнет соответствующее поле в документации).
Предполагается, что норма вступит в силу уже с 1 января 2024 года. А положение о закупке нужно будет привести в соответствие с новыми требованиями закона до 1 марта 2024 года. Нужно будет исключить из него все случаи, когда заказчик предусматривал иной срок оплаты, отличный от семи дней. Новшество не касается контрактов в сфере оборонно-промышленного комплекса, поскольку они регулируются не положением о закупках, а специальными отраслевыми актами. Если заказчик не внесет изменения в положение о закупках до указанного срока, то оно будет считаться не размещенным (со всеми вытекающими последствиями).
Автоматическая проверка казначейства при внесении сведений в реестр договоров об оплате будет нацелена на срок семь рабочих дней.
Второй контур контроля
Также, начиная с 1 апреля 2024 года, произойдут изменения в работе корпоративных информационных систем закупок. Государство последовательно диктует свою главенствующую роль в процессах оцифровки хозяйственной деятельности.
Это правильно. Если не выстроить иерархию национальных приоритетов уже сейчас, то через два-три года может быть уже поздно. К счастью, технические возможности Федерального казначейства не уступают (а по некоторым параметрам превосходят) потенциал цифровых экосистем крупнейших корпоративных заказчиков страны. Более того, «на запасных путях» у государства нашлась дублирующая система цифрой безопасности «Независимый регистратор», которая оказалась незаменимой в условиях жестких антироссийских санкций. Именно благодаря ей получилось выстроить, так называемый «закрытый контур» закупок. Задача государства состоит ведь не только в том, чтобы «закрыть», но и сохранить под контролем то, что закрыто.
В соответствии с требованиями 60 постановления Правительства РФ, для корпоративных систем в случае их интеграции с Единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС) – это подключение к «Независимому регистратору».
Корпоративные заказчики, которые не отчитаются об этом Казначейству, потеряют техническую возможность передавать в ЕИС и принимать информацию в обратном порядке (вне зависимости от подтвержденного класса защиты). Одного только соответствия ЭТП или маркетплейса высокому классу защиты будет не достаточно.
Государственная информационная система в сфере закупок аттестована по классу защищенности К-1. Это наивысшая степень безопасности, предусмотренная для информационных систем в Российской Федерации.
Квоты и как по ним отчитываться
Годовые отчеты об исполнении квоты закупок у малого и среднего бизнеса должны быть предоставлены до 1 февраля 2024 года (в соответствии с частью 21 ст.4 223-ФЗ). Для нарушителей этого требования, как и для тех, кто не выполнил квоту в нужном объеме, предусмотрены штрафные санкции. Их положение о закупках считается не размещенным. Такие заказчики обязуются в течение года осуществлять все закупки в режиме 44-ФЗ. Действуют две квоты, обязательные к исполнению корпоративными заказчиками: 25% у субъектов МСП; 20% в рамках спецторгов, участниками которых могут быть только субъекты МСП. Вторая квота не распространяется на заказчиков, попавших под антироссийские санкции (ПП №301).
Регулятор подчеркивает, что это не избавляет их от ответственности за исполнение первой квоты и от формирования годового отчета. Для «подсанкционных» заказчиков, которые в первом квартале 2023 не размещали сведения в Реестре договоров, предусмотрен специальный режим отчетности. Для таких закупок в годовом отчете предусмотрена отдельная строка, которая заполняется вручную.
Федеральным казначейством реализован блок подсказок: при формировании годового отчета (в уже заполненных полях, «подсвечиваются» реестровые номера договоров и их суммы). Это упрощает работу по сверке данных.
Государственная система «Независимый регистратор» была подключена к специализированным электронным торговым площадкам. Именно это техническое решение сделало возможным фиксацию закрытых электронных процедур закупок.
С 1 января 2024 года вступят в силу новые требования 44-ФЗ, предусмотренные частью 13 статьи 4, согласно которым сервис «Независимый регистратор» будет обеспечивать фиксацию действия/бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС и на специализированных электронных площадках в рамках проведения закрытых электронных процедур (закрытого электронного конкурса и закрытого электронного аукциона).
Ключевые правила проведения таких процедур:
- Участие в закупке предоставляется не всем желающим, а лишь тем, кто получит специальное приглашение;
- Информация в рамках проведения закрытых процедур не публикуется в открытой части ЕИС и в открытой части специализированной ЭТП.
По благоприятному стечению обстоятельств в распоряжении государства оказался высокоразвитый механизм «Независимого регистратора», который идеально подошел на роль дублирующей системы контроля за проведением закупок.
Что фиксирует «Независимый регистратор»?
- События, связанные с приглашением на участие в закупках (направление/принятие).
- События, связанные с процедурной частью закрытой закупки.
- Факт контрактации.
Помимо этого осуществляется мониторинг данных, поступающих от специализированных электронных площадок, и хранение информации о доступности этих площадок для исполнителей контрактов.
В рамках работы «Независимого регистратора» это позволяет защищать права участников при проведении закрытых электронных процедур. И в закрытом, и в открытом режиме система позволяет фиксировать действия пользователей в формате видео. Можно сохранять, просматривать, скачивать и анализировать полученную информацию.