День машиностроения и десятилетие индустриализации
На Международной выставке-форуме «Россия» стартовал цикл мероприятий Министерства промышленности и торговли РФ
Отправной точкой стала пленарная сессия «Промышленный суверенитет — основы экономики будущего».
Открывая мероприятие, замглавы Минпромторга России Василий Осьмаков отметил, что у правительства есть достоверная статистика о реальном положении дел в промышленности и внятные реалистичные цели. «Тезис о технологическом суверенитете – это основа выживания страны». Также он предложил продолжить выставку «Россия» в виде постоянного музея промышленности на ВДНХ.
– Машиностроение – это 200 подотраслей, очень сложно структурированная история, сотни тысяч комплектующих для самолетов и десятки тысяч комплектующих для автомобилей, предприятия, рабочие места, налоги. Да, у нас был провал в истории России, когда промышленность была абсолютно недоинвестирована, когда заводы закрывались. Но с начала нулевых годов начался новый этап. На самом деле, программы импортозамещения начались с 2002 и 2003 годов. И вообще промышленная политика, в возрожденном виде, возникла в нашей стране на этом этапе истории. Сегодня против России введено порядка 18 тысяч санкций: по факту, большинство из них направленно против машиностроения. Санкции наших бывших партнеров направленны на уничтожение российского машиностроения. Но для нас это оказалось, наоборот, «окном возможностей». В этом году мы ожидаем рост промышленного производства порядка 7,5%. Это рекордный показатель с начала нулевых годов. Предприятия работают в две-три смены, поставляют продукцию в колоссальных объемах. При этом они конкурентоспособны. По объему инвестиций в основной капитал машиностроение опережает все остальные отрасли. 85% основных фондов обрабатывающей промышленности построены после начала 2000-х годов. Есть проблемы, но мы с ними справляемся.
По словам Владимира Гутенева, председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, одной из сверхзадач новой индустриализации является повышение качества межведомственного взаимодействия. Правительство и его подведы должны искать точки соприкосновения с производственным бизнесом, образовательными и научными институтами, банковским сообществом. На развитие такого сотрудничества направлены специальные инициативы государства. Это научные образовательные центры (НОЦ), на текущий момент создано 15 таких центров и передовые инженерные школы (создано 30 ПИШ). По словам Владимира Гутенева, на 10 ПИШ сегодня приходится 70 претендентов со стороны вузов и НИИ. Именно межведомственное сотрудничество позволяет добиваться конкретных результатов. На площадке Государственной Думы РФ созданы экспертные советы, которые анализируют качество реализации приоритетных промышленных проектов и отслеживают поступающие от бизнеса предложения.
Одним из главных вызовов национальной экономики является нехватка кадров.
– Мы видим, как наша техника, в том числе военная, пользуется растущим спросом. Открываются новые рынки, уникальные возможности, – говорит Владимир Гутенев. – Нам нужны специалисты высокого качества. Нужен большой объем инженеров, нужна профориентационная работа, реформа системы образования, внедрение профстандартов, центры оценки квалификации.
Самой резонансной новостью, озвученной на пленарной сессии, стала информация о выделении из бюджета 9 млрд рублей на разработку конструкторской документации. Это красноречивый сигнал о включении НИОКР в производственные процессы госкомпаний и госкорпораций. Автомобилестроители – одни из первых получателей этих средств.
Предметным подтверждением заявленных успехов российской промышленности станет XIX Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ». По традиции у Форума есть обширная экспозиция и дискуссионная часть, которые дополняют друг друга. Форум – это возможность прямо и честно поговорить о сильных и слабых сторонах национальной экономики в контексте закупочных механизмов и закупочного законодательства России. Закупки – это самый беспристрастный критерий качества работы экономики.