Пленарное заседание XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» посвящено вопросам качества национальной системы закупок
Пленарное заседание XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» посвящено вопросам качества национальной системы закупок для обеспечения технологического суверенитета.
Планирование, ценообразование, контрактация и исполнение договоров – это не очевидная, но принципиально важная сторона индустриализации. В закупочной отрасли трудится более трех тысяч профессионалов, от их квалификации и знаний зависит устойчивость российской экономики.
Казначейство является оператором ГИС ЕИС – единой информационной системы в сфере закупок: платформой на текущий момент пользуется 700 тысяч предприятий и 300 тысяч заказчиков бюджетной сферы. В системе ЕИС ежегодно осуществляется более 100 миллиардов транзакций, в рамках 5 млн контрактов. Обеспечивается работа более 1 млн пользователей. Согласно данным Казначейства, закупки по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ составляют одну четвертую национального ВВП, в денежном выражении это 30 триллионов рублей ежегодно.
Эксперты пленарной сессии Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», признали, что за последние годы цифровая инфраструктура государственных закупок проделала большую эволюцию.
Главными достижениями цифровой трансформации системы закупок за год стали: цифровой контракт по электронным процедурам в рамках Закона № 44-ФЗ; внедрение системы автоплатежей в сфере госзакупок, применение машиночитаемых доверенностей; дополнительные возможности реестра контрактов; доработка функционала электронного актирования; интеграция данных о закупках в соответствии с Законом № 223-ФЗ в систему учета; ГИС «Независимый регистратор»; дальнейшее развитие системы ГИС ТОРГИ.
– С точки зрения аналитики и прозрачности в сферу контроля Казначейства из закрытого сегмента вернулись закупки объемом порядка 12 трлн рублей, – сообщила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе.
Одна из главных задач Казначейства, которая сегодня близка к завершению – это реконструкция и цифровизация бюджетного процесса. Внедрение системы автоплатежей в сфере госзакупок очень упростило жизнь предприятиям, повысило удобство работы в госзаказе. За счет полной автоматизации процесса закупки, заявка на кассовый расход со всеми реквизитами формируется автоматически, без участия человека и «глазной проверки», что дало физическую возможность сократить сроки платежа до 7 дней. Для предприятия, которое выполнило заказ и ждет поступления денег – это существенный момент, помогающий избежать кассовых разрывов и повышающий прозрачность сотрудничества с государством.
Одним из рычагов индустриального развития страны стала единая казначейская платформа – национальная система «Электронный бюджет» Наблюдается тенденция к росту числа регионов, находящихся на полном казначейском обслуживании (то есть передавших функции по казначейскому обслуживанию, исполнению бюджетов Федеральному казначейству (за последние два года с 44 до 48%).
Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального Казначейства:
– Готовятся нормы электронного актирования для охвата электронным актированием всех единственных поставщиков.
– В системе государственных закупок за последние два года зафиксирован всплеск дополнительных контрактаций, контракты продлеваются за счет растущего объема дополнительных соглашений. Характерно, что в подавляющей массе они заключаются на неконкурентной основе. Надеемся, что благодаря скорректированным нормам 44-ФЗ эта тенденция пойдет на спад.
О развитии индустриального сектора в контексте национальной системы закупок в ходе пленарного заседания рассказал Алексей Матушанский, директор департамента стратегического развития и корпоративной политики министерства промышленности и торговли РФ:
– Промышленникам нужен гарантированный, понятный спрос и возможность реализовывать продукцию в условиях предсказуемой рентабельности. Это главный фактор замещения ушедших зарубежных компаний.
Российское машиностроение является локомотивной отраслью национальной экономики. Не случайно именно против машиностроительных компаний направлено большинство из 18 тысяч антироссийских санкций. Однако именно здесь наблюдается наиболее динамичный рост. По объему инвестиций в основной капитал машиностроение опережает все остальные отрасли.
В сложившейся ситуации индустриальному бизнесу важно создать предсказуемые условия работы, финансирования, сбыта и честной конкуренции на внутреннем рынке. Во многом это обеспечивается за счет институтов развития, ВЭБ.РФ, Фонда развития промышленности (ФРП), государственных программ по созданию и обновлению индустриальной инфраструктуры и оборудования предприятий: промышленной ипотеки, единой региональной субсидии, технопарков и промкластеров и особых экономических зон. Однако, чтобы отстоять внутренний рынок (даже в условиях ухода некоторых иностранных поставщиков) требуются и доля здорового протекционизма в закупках. На это направлены меры национального режима на этапе заключения контрактов и договоров. Сложная система запретов и преференций, применяемая во взаимодействии Минпромторга, Минфина, ФАС России, которая воплощается на практике через реестры отечественной продукции, а также посредством применения балльной системы Минпромторга.
– Закон об унификации норм 44-ФЗ и 223-ФЗ, в целях импортозамещения, который сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме, поможет решить задачи импортозамещения, – отметил Матушанский. – Защитные инструменты нового закона в адрес российской продукции будут увязаны с правилами локализации производства. Мы делаем ставку на развитие балльной системы. (Сегодня она введена по 19 отраслям из 28 (сейчас в правительстве находятся на рассмотрении еще 5 отраслей для внедрения балльной системы).
В течение нескольких лет Министерством промышленности и торговли России проделана большая работа над нормативным и цифровым развитием реестров российской продукции. Итогом в ближайшее время станет новая система поддержки российских производителей, построенная на базе ГИС «Промышленность» и реализованная через «Паспорта промышленной продукции». На Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» министерство в деталях разъясняет, как устроен паспорт, какая информация в нем хранится и какие возможности он дает отечественному производителю. Также подчеркивается, что цифровой паспорт – это инструмент усиления промышленной кооперации между производителями внутри России, а также компаниями в ЕАЭС.
Один из важных вопросов, попавших в фокус Пленарного заседания Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» – это качество межведомственного взаимодействия. Существенную роль в этом вопросе играет законодательный блок. Об этом рассказал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Антон Гетта.
На площадке Государственной Думы РФ созданы экспертные советы, которые анализируют качество реализации приоритетных промышленных проектов и отслеживают поступающие от бизнеса предложения. Сегодня такие советы являются голосом производственной среды. Как правило, их специализация очевидна из названия. Так, совет по финансовой устойчивости предприятий ОПК, который возглавляет глава Промсвязьбанка Петр Фрадков, предложил ряд жизненно важных решений, позволивших повысить маржинальность оборонных предприятий и улучшить качество их взаимодействия с научными стартапами из гражданских отраслей. Этому будет посвящена отдельная дискуссия второго дня Форума. Аналогичные советы учреждены и по другим направлениям промышленности: авиации, транспортному машиностроению. Нормативная среда, удобная для работы индустриального бизнеса, формируется, в том числе, через эти совещательные структуры.
Замруководителя ФАС России Петр Иванов:
– Возможность обобщить все нормативные документы по национальным режимам в новом законопроекте – это большой плюс для всех сторон закупок.
Одной из форм, в которой правительство видит значительный потенциал для развития промышленности, являются офсетные контракты. При этом, в ФАС России полагают, что этот инструмент нуждается в донастройке.
– С лета 2022 года число офсетных контрактов существенно выросло, – отметил Петр Иванов. – При этом, изначально идеология этого инструмента все-таки была связана с импортозмещением. Однако заключаемые контракты происходят на уже сложившихся рынках. Порой это приводит к тому, что создаваемые производственные мощности выше реальной суммарной потребности в экономике. Это потенциальная уязвимость. Требуется более тесное взаимодействие с профильными ведомствами (Минпромторгом, Минздравом).