ФАС готова взять допполномочия для решения проблемы несвоевременных платежей в закупках
Москва. 5 июня. ИНТЕРФАКС — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России готова взять на себя дополнительные полномочия для решения проблемы несвоевременных платежей в рамках госзакупок (регулируются законом «О контрактной системе», 44-ФЗ) и закупок госкомпаний («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 223-ФЗ).
«Наверное, если бы (у ФАС — ИФ) были полномочия по выдаче предписаний по оплате (по устранению нарушений в части сроков оплаты за поставленный товар, выполненные работы — ИФ), то дисциплина была бы выше», — сказал заместитель руководителя ФАС Петр Иванов в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024).
По его мнению, действующий механизм (госзаказчикам и госкомпаниям на оплату по исполненному контракту отводится 7 рабочих дней) должен работать автоматически. «Но мы видим, что действующие механизмы сохраняют возможность для заказчиков по 223-ФЗ не оплачивать (исполненные контракты — ИФ) субъектам МСП в срок», — отметил Иванов.
В настоящее время в рамках закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) и 223-ФЗ установлен предельный срок оплаты по контрактам — 7 дней. Однако в 44-ФЗ этот срок является обязательным, а согласно 223-ФЗ заказчики могут устанавливать в своих положениях о закупках иные сроки оплаты.
В начале текущего года подрядчики в области строительства отмечали, что при работе с госкомпаниями сталкиваются с задержками по оплате исполненных контрактов, которые могут достигать 180 дней.
На эту же проблему указала первый зампредседателя комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Альфия Когогина. По ее словам, до сих пор остается нерешенной проблема сбыта и взаимодействия с контрагентами.
«Речь идет о значительной задержке платежей со стороны крупных госзаказчиков и госкомпаний, — сказала Когогина. — Возможно, есть необходимость донастроить действующую систему, усилить административную ответственность за несвоевременные платежи, активизировать участие институтов развития и бизнес-объединений по взаимодействию с крупнейшими заказчиками по вопросам урегулирования задолженностей».
Иванов считает, что этот вопрос мог бы быть решен проще.
«Механизм должен работать автоматически — если работы приняты, то почему должны быть вопросы с оплатой (...), — сказал он. — В принципе, эти вопросы можно автоматизировать».
При этом Иванов подчеркнул, что предприниматели уже поняли, что ФАС может помочь в защите их интересов при несвоевременной оплате за выполненный контракт.
«У нас количество обращений, по которым привлекали к ответственности за неоплату в 7-дневный срок, выросло в полтора раза — с 421 обращений в 2022 году до 620 в 2023 году», — рассказал он.
Заместитель гендиректора «Корпорации МСП» Наталья Коротченкова также считает, что проблема несвоевременной оплаты по контрактам может быть решена за счет использования в закупках госкомпаний механизма электронного актирования, который уже используется в госзакупках.
В свою очередь гендиректор ООО «Элкат» Максим Третьяков отмечает, что число субъектов МСП, которые жалуются на задержку оплаты по контрактам, сократилось.
«Но проблема глубже, — считает Третьяков. — Сейчас проблема часто возникает не при оплате уже исполненных контрактов — происходит затягивание сроков подписания актов, по которым работы оплачиваются. Здесь нужна доработка».
Основатель группы компаний АИР (занимается производством пластмассовых конструкций в сфере строительства) Алексей Кучмин считает, что проблема еще глубже.
«Все действующие механизмы направлены на верхнеуровневые компании, которые выигрывают контракты, — рассказал Кучмин. — Их и защищают действующие регламенты. Но дальше (в рамках крупных проектов — ИФ) всю работу делают „малыши“, компании, которые не могут, исходя из масштаба, оборота, выиграть крупные контракты. В результате, у нас самая незащищенная категория — субподрядчики, поставщики материалов — они не защищены совсем».
По мнению Кучмина, сейчас необходимо распространить действующие механизмы (включая спецсчета, казначейское сопровождение и пр.) на всю цепочку подрядчиков и исполнителей по госконтрактам и по договорам госкомпаний.
«Электронное актирование — отличная идея, если ее распространить на всех (на всю цепочку исполнителей по контрактам — ИФ), — отметил Кучмин. — Почему не расширить цепочку контроля, казначейского сопровождения, на всю цепочку. Пока же „малыши“ кредитуют крупные компании, которые выставляют условием работы с собой 90 дней отсрочки по платежам».
Как сообщалось, летом прошлого года правительство РФ поручило регуляторам в сфере закупок проработать вопрос введения электронного актирования для договоров госкомпаний с субъектами МСП.
Помимо этого, в конце прошлого года в Госдуму был внесен проект поправок к 223-ФЗ, согласно которым госкомпании могут быть лишены права устанавливать «иные» сроки оплаты по исполненным контрактам.